В Кемерово состоялось совещание, на котором обсуждались перспективы развития и итоги реструктуризации угольной промышленности. Здесь же главой правительства Владимиром Путиным была подписана Долгосрочная программа развития углепрома до 2030 года.
В стратегии, которая отражена в этой программе, государство исходит из прогноза, согласно которому доля угля в топливном балансе будет постоянно увеличиваться, как на внешнем рынке, так и внутри страны. Предполагается также, что производительность в угольной промышленности вырастет в пять раз, это произойдет за счет технического перевооружения.
В 2008-2009 году регион пережил незначительное сокращение производства, но вот уже два года бьет собственные рекорды по добыче угля. Но эксперты считают, что наращивание на базе нынешних технологий может привести к необратимым экологическим последствиям. Чтобы избежать этого, необходима модернизация производства. Компаниям нужно не добиваться лицензий на разработку новых месторождений, а повышать эффективность уже осваиваемых.
Крупные компании широко практикуют методы экстенсивного роста, а также находят альтернативу технологическому обновлению при наращивании валовой добычи. На угольных предприятиях Кузбасса едва ли не самая низкая рентабельность (в среднем около 15%), по сравнению с производствами, располагающимися в других регионах. Тем не менее, это не мешает кузбасским угольщикам процветать. Проекты, предлагаемые Кузбасским технопарком, часто остаются невостребованными.
Общая сумма инвестиций, заявленная в долгосрочной программе развития, составляет 3,7 триллиона рублей до 2030 года. Но проблема в том, что в минувшее десятилетие, которое было отмечено значительным ростом, капиталовложения составляли гораздо меньшую цифру. Поднимая планку, правительство, видимо, исходит из двух вещей: первая — для эффективного развития угледобычи нужно вкладывать 13-15 миллионов долларов инвестиций на каждый миллион тонн угля. Вторая — правительству хотелось бы заинтересовать угледобывающие компании в софинансировании портовых и железнодорожных проектов. Упор будет сделан на инвестиции частных компаний, которым предлагается вложиться, чтобы проблем с вывозом угля больше не было. На совещании в Кемерово подписано соглашение между Внешэкономбанком, РЖД и 24 металлургическими и топливными компаниями, устанавливающее принципы взаимоотношений между ними.
Источник: miningexpo.ru